dimon_porter (dimon_porter) wrote,
dimon_porter
dimon_porter

Categories:

Серпухов. Высоцкий монастырь

Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич "занимался строением Серпухова". Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия. Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте "Высоком" на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия. По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря.




С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь "Пречистой на Высоком" стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху.






Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве, но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.  Будучи опорным пунктом на Оке в обороне от набегов крымских татар, Серпухов нередко принимал государей, князей и бояр вместе с их дружинами в XVI-XVII веках. Пребывание государей, войсковые сборы и близость татарской угрозы оставили след в истории Высоцкого монастыря. Так, в 1570 году царь Иоанн Грозный проживал с опричиной в Александровской слободе, откуда два раза приезжал в Серпухов "на берег". В этом году царь дал архимандриту Высоцкому Агапиту с братией льготную грамоту на то, чтобы не взимались пищальные деньги с лавок крестьян Высоцкого монастыря. В 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Девлет-Гиреем, от татарского вторжения претерпел великие бедствия и Высоцкий монастырь. В следующем 1572 году он получил льготную грамоту, по которой освобождался от уплаты дани на пять лет. Из этой грамоты узнаем, что большая часть строений и церквей в монастырских селах и деревнях была тогда выжжена неприятелем. Перечень в вышеуказанной грамоте сожженных церквей и дворов свидетельствует, насколько разоренная татарами обитель нуждалась тогда в попечении и помощи царя, а также и о том, как обширны были ее владения. Неприятель выжег большую часть строений и келий внутри монастырской ограды, но нужно полагать, что все каменные церкви уцелели, хотя были, вероятно, разграблены. Монастырь окружала в то время деревянная тыновая ограда, так как каменная, существующая и поныне, была устроена позже, в XVII веке. В вышеупомянутой грамоте упоминается, что нашествие в 1571 году татар было при "бывшем архимандрите Агапите", судьба которого неизвестна.

    





Последующие набеги Девлет-Гирея были отражены, но восстановление монастыря потребовало долгого срока. В 1576 году, как видно из Вкладной монастырской книги, архимандритом состоит Иосиф Чудовской, полагающий ей основание. С этим временем совпадали часто приезды "на берег" государей или их приближенных и вместе с тем происходило возобновление и устройство монастырских церквей. В 1574 году был последний приезд Иоанна Грозного в Серпухов. В 1584 году по его кончине и воцарении царя Феодора Иоанновича, новый царь пожаловал монастырю льготную подтвердительную грамоту за подписью дьяка Андрея Арцибашева. Серпуховский поход 1598 года, показавший мощь русских сил крымским послам, во многом способствовал укреплению позиций Бориса Годунова в сложной обстановке его утверждения на троне. Пребывание близ стен Высоцкого монастыря щедрого государя, каковым желал слыть Годунов, а также его двора, воевод и бояр, отразилось во Вкладной книге того времени значительными вкладами. Среди вкладчиков монастыря встречается фамилия князей Воротынских.







Текст отсюда: http://drevo-info.ru/articles/13631.html



Tags: Высокое, Серпухов, высоцкий, колокольня, моначтырь, стены
Subscribe

  • Сызрань. Сызранский кремль

    В устье рек Сызранки и Крымсы находится одна из старейших достопримечательностей города Сызрань — Сызранский кремль. Расположен он на…

  • Елабуга. Елабужское "Чертово городище"

    Елабужское "Чертово городище" находится на правобережье могучей реки Камы. Городище представляет собой остатки укрепленного поселения на…

  • Остров. Островская крепость

    Точная дата основания г. Остров не известна. Предполагается, что он существовал уже в XIII веке. Первое летописное упоминание об Острове относится к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments